четверг, 24 февраля 2011 г.

Критерии разработки KPI для сотрудников организации

     KPI (ключевые показатели эффективности) позволяют не только контролировать деятельность специалистов, работающих в организации, но и при правильном построении политики компании, KPI можно связать с мотивацией. Таким образом, управление по KPI позволяет максимально быстро достигать поставленных целей, контролировать процесс работы сотрудников, постоянно держать руку на пульсе развития организации, вовремя принимать меры по устранению возможных кризисных моментов.

Однако при разработке ключевых показателей эффективности для каждой должностной единицы, необходимо учитывать некоторые критерии. Среди них:
- Отражение ключевых аспектов деятельности компании. Мало просто установить показатели, по которым будет оцениваться результат деятельности сотрудников, важно, чтобы эти показатели напрямую были связаны с достижениями общих целей компании. Если KPI сотрудников будут идти в разрез с основными целями, а также задачами, ведущими к достижению данных целей, то эффективность работы, рост компании, ее конкурентоспособность будут значительно ниже, чем могли бы.

- Изменение показателей в зависимости от общей политики компании. Иными словами, все показатели должны быть «управляемыми». Если компания изменяет некоторые аспекты своей деятельности, то могут быть изменены и KPI сотрудников, работа которых напрямую влияет на достижение высоких результатов. Однако прежде чем устанавливать новые ключевые показатели  эффективности, необходимо предупредить специалистов об введенных изменениях. Бывают такие случаи, когда руководители из-за большой загруженности забывают рассказать сотрудникам о новой политики компании. В этом случае подчиненные, не зная об изменении KPI, продолжают работать по-прежнему. Таким образом, возникают разногласия между общей политикой компании и действиями сотрудников. Парадоксально, но факт: сами специалисты своими действиями мешают развитию организации.
- Показатели KPI должны напрямую относиться к деятельности сотрудников. Поясним на примере. Деятельность продавцов может быть оценена при помощи количества проданных позиций товаров, письменных положительных отзывов, оставленных покупателями и т.д. Однако по этим же критериям нельзя определять результат работы менеджеров по рекламе. Четко определить KPI для каждой должностной единицы непросто, однако именно это определяет эффективность работы сотрудников. Если показатели не будут напрямую относиться к работе специалистов, то это снизит мотивацию к работе. Ведь если KPI в большей степени зависит от результатов работы специалистов других служб, то нет никакой надобности вкладывать силы, знания и энергию в выполнения собственной работы.

- Все показатели тесно связаны между собой. К примеру, в вашей организации в прошлом месяце количество проданных единиц товара было максимальным по сравнению с предыдущими годами. Кто приложил максимум усилий для того, чтобы магазин получил большую прибыль? Казалось бы, ответ напрашивается сам собой - это продавцы-консультанты, которые напрямую взаимосвязаны с продажей товара. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то можно отметить, что и менеджеры по рекламе, проведя успешную акцию, смогли привлечь большее количество клиентов. Также на увеличение количества продаж могли повлиять сезонные скидки, которые в этом году были немного выше, чем обычно. Или изготовители продукции улучшили качество товара, что не могло не сказаться на увеличении спроса. На повышении объема продаваемой продукции могут сказаться и внешние факторы. К ним относится премия, выплачиваемая сотрудникам организаций к календарным праздникам, необходимость покупки подарков родным и близким перед 8 марта, 23 февраля, Новым годом и т.д. Может быть, конкурирующие организации, расположенные рядом с вашим магазином закрылись и теперь покупатели ориентированы на приобретение товаров в вашем магазине. Как видим, один показатель может относиться как к работе ваших служб, так и к внешним факторам. Поэтому необходимо разработать KPI таким способом, чтобы они объективно отражали деятельность  всех сотрудников.

- Все KPI должны быть понятными, однозначными и измеримыми. Правильное, грамотное составление ключевых показателей эффективности для должностных лиц - это 50% успеха в работе организации. Поэтому лучше потратить некоторое время на акцентирование работы специалистов на достижение основных целей компании, чем наблюдать за разногласием между целями организации и деятельностью сотрудников.

по материалам сайта kpilib.ru

5 комментариев: